На конвенте Кружкового движения в Новосибирске в сентябре 2023 года мы рассказали преподавателям, наставникам и учителям как вовлекать школьников в Национальную технологическую олимпиаду с помощью настольных игр.
Вели мероприятие «Проектируем дни НТО» Татьяна Пирог (Центр НТО НИУ ВШЭ) и Виктория Трубицына (Ассоциация кружков), а Алена Просекина рассказала о наших играх и как с их помощью можно вести работу в данном направлении.
- Игры о практиках будущего позволяют дискутировать о влиянии технологий на жизнь.
- Игра «Химическое лото. Полимеры» поможет познакомить школьников с естественно-научным направлениям.
- Игра «Прогрессор. Морские перевозки» раскрывает тему логистики перевозок и аукционов, что встречается в нескольких профилях НТО.
- Игра «Космическая станция» знакомит с технологиями будущего.
- Игра «Профили НТО» знакомит с разными направлениями олимпиады.
Самое главное — все игры учат работать в команде, что является ощутимым вкладом для победы по мнению большинства победителей НТО.
Алексей Федосеев и Дмитрий Земцов на конвенте провели дискуссию для исследователей на тему «Что такое полезные игры?». Они обсуждали игры в образовании, каждый спикер поделился своими ценностями и подходами.
Выступление Алены Просекиной было завершающим. Она рассказала о сценариях использования игр в издательстве viaVUCA:
- занятия построенные на играх;
- игра как интерактивный учебник, например, игра «Прогрессор. Морские перевозки» раскрывает тему логистики. Здесь тема представляется как осязаемый предмет, и происходит превращение того, с чем нельзя работать, в то, с чем можно;
- соревнования и турниры по играм;
- клубные пространства, кружки, например, мышление о будущем;
- игры как семейный досуг, укрепляющие семейные отношения и создающие пространство общего разговора;
- разработка игр, как возможность получить уникальные навыки продуктивного мышления.
Смысл и возможности игр обсуждали во второй части. Игры развивают математическое и стратегическое мышление, мышление на нескольких слоях, досках, просчет ходов своих и соперников, учат дискутировать о прошлом и будущем, развивают позиционность и субъектность, обучают разным навыкам и знаниям, в том числе о технологиях, расширяют онтологии, прокачивают способности к командной работе и учат искать равновесие по Нэшу в кооперативно-конкурентных отношениях.
Игра — это эксперимент с наименьшей ценой ошибки и возвращение интереса к обучению. Игры развивают базовые навыки: коммуникацию, внимательность, память, фантазию, рефлексию, работу со сложностью.